Правда и ложь

Счастье в борьбе?

Как бы ни боролись классы людей или ненавидели других, но они не могут обойтись друг без друга, потому что являются одним телом. Если один класс угнетает или истребляет другой в войнах, то страдать будут все. Сколько бы ни раскулачивали зажиточных людей, богатые все равно будут существовать. При свержении или смене правителей принцип власти все равно остается неизменным и должен кому-то принадлежать. Оспаривая одну концепцию и утверждая другую, мы не можем установить окончательную истину.

Отрубив ногу общества, мы не можем обойтись без ее функции и должны восполнить ее с помощью других частей тела. То же самое и с удалением руки. Но опаснее всего удалять голову, потому что эта потеря необратима. Без головы общество будет заниматься самоистязанием, провозгласив, что счастье в борьбе. Но когда люди утверждают, что счастье в борьбе, тогда они устанавливают насилие, ложь и безверие.

Правда и ложь

Работая ради выгоды, человек вынужден применять ложь, и если он благочестив, то чувствует тяжесть на сердце. Тогда ему нужно пойти туда, где можно покаяться, или другими словами, сказать всю правду. Таким образом, правда и ложь чередуются, сменяя друг друга. Ложь связана с материальной деятельностью, варной, а правда — с духовной, ашрамом. Например, кшатрий, занимаясь политикой, иногда должен заниматься дезинформацией. Вайшья должен иногда скрывать доходы, а шудра тайком удовлетворять чувства. Такова природа любой материальной деятельности — она всегда порождает недостатки. В Бхагавад-гите приводится пример огня, который сам по себе чист, но всегда покрыт дымом. И все же, хотя дым может быть неприятен, человек не должен отказываться от разжигания огня, потому что с его помощью можно сделать много полезного.

Склонность к обману есть у всех людей: и у тех, кто занят какой-либо деятельностью, и даже у тех, кто ничем не занят. Для поддержания правдивости существуют ашрамы. Например, учитель не должен лгать своему ученику, а ученик учителю. Муж не должен лгать жене, а жена мужу. Старший не должен лгать младшему, и никакой человек не должен лгать перед Богом. В цивилизованном обществе главное место всегда должно быть отведено правде. Но если в обществе нет места ашрамам, то это означает, что нет места и правде.

Что сначала, варна или ашрам?

Изначально варны существуют для поддержания ашрамов. Но в современном обществе варны служат лишь поддержанию потребностей тела и удовлетворению чувств. В этом и кроется противоречие нынешнего общества. Люди долго учатся, получают профессии, исполняют свой долг, но, заработав деньги, погружаются в чувственные наслаждения и опускаются до животного состояния — ешь, пей, веселись. Процесс удовлетворения чувств разрушает все плоды их аскезы. Вместо того, чтобы прогрессировать, люди деградируют. Это то же самое, как разжигать огонь, поливая его водой. Грамотные профессионалы, такие как инженеры, архитекторы, ученые, деятели культуры и искусства всеми силами создают условия для наслаждения чувств. В результате наука и техника стремительно развиваются, а люди также стремительно деградируют нравственно. И даже религиозные системы не могут остановить падение нравов. Люди охотно
тратят свои деньги на спиртное, сигареты, наркотики, мясо, на проституток и все виды развлечений, но с большим трудом жертвуют на помощь несчастным. Истинное назначение всех варн — это создать условия для духовного развития общества. Таким образом, материальное процветание достигается как побочное следствие духовного прогресса.

Если человек нуждается в деньгах для личного обогащения или ему нужно свести концы с концами, то он не ожидает бескорыстной помощи от других, но, скорее, берет деньги взаймы или просит милостыню или крадет. Но когда он хочет помочь другим людям, то имеет право просить крупное пожертвование. Например, нищий просит милостыню для себя, и ему дают «ломаный грош». С другой стороны, если безденежный человек захочет накормить всех голодных людей в городе, то городские власти могут выделить ему деньги для этой цели безвозмездно. Единственное условие, которое для этого необходимо — быть способным совершить это служение бескорыстно. Понятно, что материальные проблемы этого человека решаются сами собой.

Коммунисты прошли через великие трудности и жертвы ради того, чтобы установить власть пролетариата. Они старались ради других, поэтому их героическая аскеза обеспечила им поддержку народных масс, вследствие чего они обрели высокое положение в обществе. Но как только аскеза прекратилась, и они стали опускаться на уровень удовлетворения собственных чувств, люди перестали им доверять. Коммунизм рухнул, несмотря на упорный труд народа, потому что их варна не поддерживала ашрам. Ашрам — это место, где служат Богу. А Бог, в свою очередь, в аспекте совести контролирует всех людей. Ашрам, не связанный с Богом, служит лишь варне для накопления материальных благ, превращаясь в силовые структуры контроля. Так в обществе возникают противоречия. Создавая условия для наслаждения, общество вынуждено иметь громоздкий аппарат для их контроля, потому что чувственные наслаждения сводят людей с ума и делают их неуправляемыми.

Где сейчас ашрам?

Если посмотреть на отражение дерева в пруду, то мы увидим точно такое же дерево, только вверх корнями и вниз макушкой. Подобно этому, сегодня мы можем видеть отражение божественной варнашрамы в человеческом творении современного общества, где брахмачари-ашрам — это современные школьники и студенты, ищущие нечистых развлечений. Грихастха-ашрам — это современная, вечно озабоченная или конфликтующая семья. Ванапрастха-ашрам — это полунищие пенсионеры, не знающие чем заняться, а санньяса-ашрам — это люди в домах престарелых, выжившие из ума и окончательно потерявшие всякий смысл существования. Последний ашрам стал самым непривлекательным, а самым привлекательным стал первый. Можно сказать, что начали за здравие, а кончили за упокой. Значит, духовная культура приходит в упадок. Где же настоящий ашрам?

Культуру в ашрамах определяют отношения мужчины и женщины. Чем чище их отношения, тем чище культура во всем обществе. Из всех четырех укладов жизни, мужчина близко общается с женщиной только в грихастха-ашраме, то есть только со своей женой. Такая культура обеспечивает порядок во всех сферах жизни. Иначе, что мы видим? Студенты и школьники ищут любовных развлечений, потому что в школах и институтах мальчики и девочки имеют возможность свободного общения. Конфликты и непонимание в семье происходят по той же причине. Муж и жена имеют склонность флиртовать с чужими мужчинами и женщинами и, поэтому, не полностью сосредоточены на своем супружеском интеллекте, или как говорят — долге. Пенсионеры не могут найти себе достойного занятия, потеряв вдохновение, потому что стали не интересны для молодых мужчин и женщин. А старого человека с угасшими чувствами, полные сил мужчины и женщины, вообще считают умершим.

Итак, пожалуй, в современном обществе главным стимулом для активной деятельности являются отношения мужчины и женщины. То есть стимулом жизнедеятельности является сексуальная энергия в ее грубых и тонких проявлениях. Сексуальные отношения обожествляются и устанавливаются на место Бога. Бог — это причина всех причин. Но для современного мужчины женщина стала причиной всех причин. Такова главная ошибка. Причиной брака не должна быть женщина, причиной семьи должен быть Бог. Он является основой подлинных ашрамов.

Александр Хакимов. «Варнашрама-дхарма. Размышления» (Совершенное общественное устройство)

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.