Младенчество — уроки от 0 до 2 лет

Период младенчества — один из самых важных в жизни. Родители чаще всего даже не догадываются, что их малыши, будучи еще совсем несмышлеными, уже обучаются и извлекают серьезные уроки из отношений. Ведь именно в этот период закладывается глубинное чувство доверия к миру и к людям. Психологические травмы, пережитые в раннем возрасте, впоследствии выражаются в виде тотального недоверия и страха. Ощущение отчаяния или надежды, доверие или недоверие, по утверждению известного американского психолога Эрика Эриксона, зарождается именно в первые восемнадцать месяцев жизни.

Первый год жизни напрямую связан с матерью. Увы, но появившегося на свет ребенка, воспринимают не как отдельную личность со своими потребностями, а, в основном, как сладкого, пухленького «пупсика», которого надо вовремя накормить, напоить, повеселить и уложить спать, чтобы наконец заняться своими, более важными делами. Потребности малыша родителям по большому счету неведомы. Мало кто задумывался над истинными желаниями ребенка этого возраста, а ведь он не просто хочет есть, пить, сосать соску или быть на руках, он рождается с активным восприятием реальности (это доказано детскими психологами), пытается установить контакт. В первую очередь, с мамой, затем — со всем миром. Это самое большое желание, базовая потребность, которую малыш стремится реализовать во что бы то ни стало. Другое дело, что потребность в общении и любви до поры до времени скрывается в маленьком теле, которым ребенок еще не очень владеет. Да и говорить он пока не умеет. Но — понаблюдайте за тем, как новорожденные реагируют на человеческий голос — они поворачивают к говорящему голову и изо всех сил пытаются поймать его взгляд. И когда им это удается, чрезвычайно радуются такой возможности общения, пусть и невербального. Если взрослые понимают это, они дают возможность ребенку стать победителем в своей маленькой жизни, поощряя его достижения своим приветствием. Ребенок учится откликаться, различать голоса, интонации, оттенки настроения, выражать свои собственные эмоции, и это огромный университет его жизни.

Самые распространенные ошибки и травмы, которые случаются в первый год жизни, напрямую связаны с поведением мамы, поскольку ребенок эмоционально неразрывен именно с ней. Недаром практически во всех семьях успокоить малыша под силу только маме, и это порой становится причиной конфликтов. «Почему ты не в состоянии успокоить его? Я так устала! Я целый день была с малышом, — говорит мама отцу. — Можешь ты хоть немного подержать его на руках?» Однако ребенок продолжает плакать, потому как радиус значимых отношений в этом возрасте — это он и его мама. Энергию папы ему предстоит познать несколько позже.

Правда, это не означает, что ответственность лежит только на маме, напротив, в еще большей степени она лежит на папе. От его эмоций зависит состояние жены; если она не ощущает поддержку, не чувствует себя под защитой мужа, она становится неуравновешенной, взвинченной. Автоматически это настроение передается малышу, и он начинает демонстрировать те же эмоции, которые проявляются в беспокойстве, плаче, плохом аппетите и сне. Стоит помнить, что мы воспитываем своих детей круглые сутки, а не только тогда, когда сюсюкаем с ними.

Поддерживающие послания для детей первого года жизни (послания передаются вербально или невербально, главное, чтобы родители искренне так относились к своему малышу).

© Марина Таргакова

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.