Когда человек становится человеком

Сегодня роль науки и научного прогресса огромна. Каждый день мир уже не такой, как был вчера. При этом развитие технологий опережает развитие человеческой личности. В этом кроется, пожалуй, одна из основных угроз нашей цивилизации.

Всеобщая доступность информации, к сожалению, не сделала нас умнее, и не привела к развитию сознания личности. Более того, она привела к подмене понятий. Сейчас у каждого из нас в кармане находится вся британская библиотека, но мы достаем планшет и фотографируем еду или ставим лайки в социальных сетях. Наша жизнь все больше наполняется суррогатом как с точки зрения продуктов питания, так и в мыслительно-духовной сфере. При этом наш мозг постоянно «переедает» заменителей: потребляя огромное количество информации, мы не задумываемся о ее качестве.

Например, сегодня пользуются очень высоким спросом научно-популярные фильмы, в том числе американские, которые можно увидеть на таких каналах, как дискавери… Там вам одну и ту же информацию, как для слабоумных, повторяют несколько раз, перемежая повторы с эмоциональными отступлениями. И это, безусловно, специальный особый коммерческий способ подачи информации, приносящий огромные доходы и направленный в определенном смысле на одурачивание людей. Вот вам подробно рассказали о теории большого взрыва и происхождении Вселенной. При этом вы как не знали, так и не знаете, от чего же произошел этот мир. Но опасность в том, что после просмотра вы думаете, что вы знаете. Таких примеров могут быть сотни.

Следующий момент. Высокая скорость жизни в совокупности с некачественным информационным изобилием приводит к снижению проявления свободы воли. Поясню. Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: мы – это наш мозг? Он – это я? Как соотносятся мозг и сознание? Ведь наш мозг так много умеет делать сам, что невольно хочется спросить, кто в доме хозяин. Я вообще могу на что-то влиять? И хотя многие тайны мозга и сознания все еще не раскрыты, некоторые ученые уже сейчас пишут о том, что мозг делаем все сам, а после того, как сделал, посылает нам в утешение сигнал «ты не волнуйся – это твое решение». И чем дальше мы исследуем мозг, чем больше мы развиваемся в научном плане, тем больше подтверждений мы находим высочайшей роли генетики. Особенно это касается элементарных простых функций. Когда же речь заходит о мировоззрении, о вопросах бытия – воевать или нет, лгать или сказать правду, создавать семью или строить карьеру, созидать или разрушать, – в этой ситуации выбор делает Личность. В этом и заключается свобода воли. К сожалению, мы все больше становимся ведомы.

Интересно, что все атеистические теории работают примитивно и просто. Но стоит углубиться в науку и мы узнаем, что Дарвин никогда не говорил, что человек произошел от обезьяны, что ученые не знают на самом деле как произошла Вселенная, и что нейролингвисты до сих пор не нашли еще в мозгу человека того места, где живет «я».

Наука нас одевает, кормит, лечит, обеспечивает безопасность. Наука дает нам абсолютные знания. И в этом проявляется наша любознательность, наша природа. При этом наука оставляет без ответа ключевые экзистенциональные философские вопросы. Задумайтесь, почему среди крупнейших мировых ученых велик процент верующих людей? Это удивляет. Вернер Гейзенберг – известнейший физик, один из основателей квантовой механики, который смотрел вглубь вещества, говорил: «Первый глоток из стакана естествознания делает из нас атеистов. Но не нужно забывать, что на дне стакана нас ожидает Бог». Не в этом ли Истина?

Ни в пролом, ни в нынешнем веке наука не может дать однозначного ответа – что такое сознание, как и когда оно возникает. Вероятно, мы можем утверждать, что возникновение сознания происходит по мере нарастания сложности системы. Т.е. в какой-то момент нейронная сеть переходит некоторый определенный уровень сложности, после которого и зарождается сознание. Тогда возникает резонный вопрос: а может ли компьютер перейти эту грань? Пока у машины нет эмоций, нет целей, нет самосознания. Он не знает, что он – это он. Но количественная сложность рано или поздно может привести к качественному скачку. В этом случае возникнет совершенно иной тип цивилизации, в разы превосходящий человеческий, который не оставит нам шанса.

Возвращаясь к основной теме нашей статьи, хочется еще раз подчеркнуть, что ученые всего мира сегодня идут семимильными шагами, покоряя все новые вершины знания. Их ответственность – огромна. Так, мы вроде остановились, внедрившись в геном человека, но по-настоящему запретить что-либо сегодня уже невозможно. Всегда сохраняется опасность, что найдутся большие деньги, которые откроют любые двери.

Поэтому в современном обществе перед наукой стоит важнейшая задача – не допустить девальвацию ценности человеческой жизни. В этой связи роль гуманитарного знания нисколько не уменьшается, а напротив – значительно возрастает. Сознание человека по своей природе должно напитываться духовностью, черпаемой из искусства и литературы – произведений таких авторов как Шекспира, Толстого, Шопена, Моцарта… В этом суть человеческого воспитания. Ошибочный путь – потребление гуманитарных знаний в качестве десерта. Нельзя оценить, познать и принять Гоголя по методичкам с кратким содержанием, ставшим такими популярными сегодня в средних школах. Погоня за количеством информации работает против нас.

Только представьте, какого прогресса, какого совершенно иного качества жизни мы могли бы достичь, если бы развитие сознания человека шло такими же прогрессивными темпами, как и развитие науки. Уже завтра технологии будут править миром. А мы готовы управлять такими технологиями?

Александра Лысак для сайта psiholog3000.ru

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.