Интервью с Александром Хакимовым для газеты «Новая Эпоха»

Интервью с Александром Хакимовым для газеты «Новая Эпоха». Александр Хакимов – известный специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ, директор Института прикладных духовных технологий имени Джона Фейворса. Он является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Уровни сознания», «Семейная духовная жизнь», «Последний экзамен» и других.

«Новая эпоха»: Новая эпоха характеризуется, на наш взгляд, двумя противоречивыми тенденциями в человеке и в обществе: с одной стороны – нарастающая деградация, нравственное и культурное обнищание, а с другой стороны – пробуждение интереса к духовному знанию, в частности к ведическому. Как, по-вашему, во что выльется это противоречие?

Александр Хакимов: Веды объясняют, что люди делятся на три типа в зависимости от их способности обретать жизненный опыт. Первый тип – те, которые получают опыт на слух. Им достаточно просто услышать или прочитать об Истине, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Это наиболее разумные люди, их в наш век совсем немного. Большинству же, чтобы утвердиться в чем-то, нужен практический результат, реальное подтверждение на собственном примере того или иного суждения. Получив какой-то опыт – позитивный или негативный – в виде наказания или просто угрызений совести – они принимают эту Истину. Третий тип людей – наименее разумные, те, до которых Истина не доходит ни теоретически, ни практически. Их не изменяет ни страдание, ни наказание. Они не учатся, ни на собственных ошибках, ни на чужих ошибках. Их состояние безнадежно, они стремительно деградируют. Первый тип людей найдет Истину в любом случае. А вот второму типу надо помогать. Им нужен опыт, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Так вот, противоречивая тенденция в обществе, о которой вы говорите, дает людям этого типа возможность получить как позитивный, так и негативный опыт и на основе этого опыта сделать свой выбор.

Материальный мир преподносит человеку одни идеи – вот, пожалуйста, свободная любовь, потребительское настроение. Можно повариться какое-то время в этих реалиях и почувствовать их обманчивость и ненадежную сущность. И рядом есть другая информация о благочестии, о Боге, о духовном счастье. Ее также можно проверить, попробовать на вкус, сравнить со вкусом иллюзорных материальных радостей. Разумный человек на основании этого опыта сделает правильные выводы.

«Новая эпоха»: В наше время во всем западном мире, втом числе, и у нас, терпит крушение институт семьи, 60 процентов семей рас­падается, да и в тех, ко­торые уцелели, редко ца­рит гармония. Ответьте как директор Института прикладных духовных тех­нологий, какую духовную технологию можно предло­жить для спасения семьи, ячейки общества?

Александр Хакимов: Семью связывает лю­бовь – такое мнение бытует в обществе. Мы пытаемся внести небольшую корректировку: семья существует на осно­ве любви к Богу. Это духовное утверждение, сделанное на основе заповеди. Ведь «Воз­люби Бога» – это первая заповедь, а следом уже идут другие. Вот эту Истину мы как ученые, как Институт пытаемся применить к семье. Без Бога семьи не бывает, потому что любовь к человеку непостоян­на, она может с легкостью пе­ренестись на другого человека, что сейчас нередко бывает, и семьи разрушаются. Поэтому в Ведах говорится, что, если вы любите только человека, то вы рано или поздно пресытитесь этой любовью. Но если вы любите Бога и эту любовь распространяете на человека, то вы не только сохраните семью, но и охватите своей любовью детей, внуков, зятьев, невесток и т.д. В конечном счете вы поймете, что мир есть большая семья, семья Бога. Наш Институт учит, как строить семью на основе любви к Богу и служения обществу, как от маленького пространства собственной семьи перейти к семье Бога. Если нет божественного понимания целостности общества, тогда каждая семья за себя. Семьи конкурируют, ссорятся, уводят друг у друга жен, мужей, отбирают имущество.

Духовные технологии таковы: сначала нужно устано­вить связь с Богом, а потому уже создавать все остальные человеческие ценности – семью, образование воспитание детей, экономику, политику. Тогда политика будет мирная, экономика – здоровая, семья – постоянная, дети – послушные, традиции будут поддерживаться, потому что будет понятны высшая причина, ради чего это нужно делать. Если таковой причины нет, то бу­дет, как в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Помните, там брат Алеша говорит: «Если Бога нет, значит все можно». То есть нет точки отсчета. Нужно восстановить институт духовной семьи, это оздоровит общество.

«Новая эпоха»: На основе каких духовных традиций работает ваш Институт?

Александр Хакимов: Мы используем многие традиции. Но ведическая традиция очень хорошо клас­сифицирована, поэтому пользуемся, в основном, этой системой. На самом деле в нее вмещаются все религии. Может быть, в них не так систематично все изложено, как в Ведах, но в этих религиях можно найти и выделить те же самые моменты: карма-йога, гьяна-йога, мистическая йога и, наконец, йога любви к Богу. «Возлюби Бога» –это бхакти-йога, «Не кради, не лги, не прелюбодействуй» – это карма-йога. Применяя классификацию Вед, мы можем ориентироваться в любой религии. Веды – это не совсем религия, это, скорее, научная классификация религий и систем ценностей.

«Новая эпоха»: Иногда кажется, что все религии несправедливы к женщине. В религиозных учениях женщине выделяется второстепенная роль в обществе. Там она - «номер два», своего рода приложение к мужчине. А современная жизнь показывает как раз обратное: женщины стали активной частью общества. Многие из них успешно делают карьеру, руководят бизнесом, зарабатываю больше мужей. Нет ли здесь опровержения религиозных постулатов?

Александр Хакимов: Общество может строиться в соответствии с божественными или наоборот, демоническими принципами, на основе гордости, эгоизма, тщеславия, и тогда система ценностей оказывается перевернутой. Один из главных принципов, провозглашаемых в Ведах, – это защита женщин. Говорится, что женщина всегда должна находиться под защитой любви. Если она утрачивает защиту, то она теряет красоту, здоровье и погружается в скорбь. Женщину защищает мужчина – в детстве отец, в семье – муж, а в зрелые годы – сыновья. Вот почему ей в обществе отводится не первая, а вторая роль. Лидирующее положение в социуме, в экономике отводится мужчине. Зато в доме, в семье «номер один» – это женщина, прежде всего, как вдохновляющая сила. Благодаря ее общению мужчина добивается успехов. Она имеет более тонкую материальную природу и вдохновляет мужчину на великие дела. Говорится, если есть Цезарь, то за ним обязательно угадывается фигура Клеопатры.

Что же происходит в современном обществе? Из-за того, что мужчина чрезмерно общается с чужими женщинами, он теряет силу, дающую защиту его жене. Она интуитивно это чувствует и приходит в беспокойство, так как у нее есть дети (ответственность за детей у женщины выше, чем у мужчины). И тогда она искусственно принимает на себя роль мужчины: одевается, как мужчина, водит автомобиль, и, берясь за неженское дело, всячески пытается убедить себя: «Я могу это сделать». И это действительно ей удается. Однако это напоминает мне, как первобытные охотники, вооруженные деревянными копьями, ходили на медведя. Пойти на медведя с деревян­ным копьем – большой риск. Чтобы избавиться от страха, они разжигали костер, становились в круг и, двигаясь по кругу, долго повторяли одно и то же: «Мы убьем медведя». И, убедив себя, таким обра­зом, они шли и действительно убивали медведя. Понятно, что их сила и храбрость были несколько искусственны. Что-то похожее видится и в пове­дении современных женщин. Женщина идет на сложную, но высокооплачиваемую ра­боту с большим риском и по­терями для себя, и добивается успеха. Успеха только в работе, потому что как мать ее никто не заменит. Она это делает вместо мужчины, хотя на самом деле ее истинная задача вытолкнуть наверх мужа, подняв его авторитет. Вот в чем ее величие. Конечно, для этого женщине нужно соответствующее знание, позволяющее выполнять свою роль в семье так, чтобы приносить пользу себе и своим близким, не прибегая к искусственным и рискованным для семьи ме­тодам.

«Новая эпоха»: Вы сказали, что женщину, идущую по жизни «мужским» путем, ждут потери. Внешне многие бизнес-леди удовлетворены своей жизнью. О каких потерях идет речь?

Александр Хакимов: Главная из них та, что на пути к карьере и успеху в обществе женщина не может полноценно выполнять роль матери. Дети не получают материнской защиты, материнской силы. Можно видеть, что в таких семьях дети предоставлены сами себе. Характером они оказываются слабее матери, и ее материнская энергия действует таким образом, что она просто покрывает их недостатки за счет материального положения. У меня недавно был разговор содной достаточно богатой женщиной. Она говорила: «У меня приемный сын. Я сделала для него все, что могла. У меня есть деньги, он сирота, и я беспокоилась о нем лучше, чем о родном ребенке. Он вырос и из тюрьмы не вылезает...». Так случилось, потому что, не имея времени уделить ему достаточно внимания, она покрывала его недостатки за счет своих финансовых воз­можностей. Мир устроен так, что материальное благососто­яние и положение в обществе женщина должна получить от мужа. Тогда она будет полно­ценной матерью. Когда же она получает все это отдельно от мужа или без него, ее материнство будет неполноцен­ным.

«Новая эпоха»: Заповеди религии рекомендуют своим после­дователям жить добро­детельно, то есть быть честными, миролюбивыми, открытыми, не мстительными. С другой стороны, общество живет по до­вольно жестоким законам. Правомерно ли готовить к жизни людей, которых все будут обманывать и обижать?

Александр Хакимов: Если зло активно, а добродетель пассивна, она проиграет. Делать нужно на­оборот: чтобы благость была активна, а зло – пассивно. Добро должно быть способным отстаивать свои права. Бороться при этом нужно не за свою выгоду, а за принципы добродетели. Активное добро – значит распространять вокруг себя знание и закон. Когда люди видят, что законы работают, зло становится пассивным, потому что зло это невежество. Когда в обществе начинают понимать законы кармы, то есть неотвратимой ответственности за содеянное зло, зло теряет свою активность.

«Новая эпоха»: Но это слишком обобщенный ответ. Как быть, к примеру, честному человеку в отношениях с партнерами или управленцами, которые обманывают его и всячески эксплу­атируют его положительные качества? Нужно ли из добродетельных побужде­ний терпеть плохое отно­шение к себе?

Александр Хакимов: Нет не нужно. Веды говорят: «Не позволяйте себя эксплуатировать. Место, где вас эксплуатируют, необходимо немедленно покинуть». Если все так поступят, мир изменится в одну секунду. Но люди, привязанные к своему положению, ради крохи какой-то выгоды позволяют себя эксплуатировать. Они сами виноваты в этом. Позволять себя эксплуатировать не есть добродетель. Настоящая добродетель подобна огню. Огонь освещает все вокруг и в то же время сам себя защищает не прикоснешься. По настоящему добродетельный человек находится под высшей защитой, под защитой вселенских законов.

г. Днепропетровск, май, 2012 г

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.